Ўзбекистон Республикаси Давлат активларини бошқариш агентлиги
Самарқанд вилоят ҳудудий бошқармаси
w w w . s a m g k k . u z

 

ДОСУДЕБНАЯ САНАЦИЯ – МЕРЫ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ

Досудебная санация – меры, принимаемые учредителями (участниками) или собственником имущества должника – юридического лица, кредиторами и иными лицами в целях восстановления платежеспособности и предупреждения банкротства должника.
Хотя досудебная санация не относится к процедурам банкротства, но наряду с добровольной ликвидацией, относится к внесудебным процедурам, которые могут применяться к должнику, так как они тесно связаны с производством по делу о банкротстве и играют дополняющую роль.

Досудебная санация осуществляется до возбуждения дела о банкротстве в отношении должника и ставит целью восстановление его платежеспособности, т.е. имеет такую же цель, как процедуры восстановительного типа. Однако при досудебной санации суд не принимает участие в ходе процедуры, что является отличием от таких процедур, как судебная санация и внешнее управление.
В чем же плюс досудебной санации – механизм применения досудебной санации более гибок по сравнению с  проведением других судебных процедур, проведение которых строго регламентировано Законом «О банкротстве» (далее Закон).
Так вот – субъектами досудебной санации могут быть учредители (участники) должника-юридического лица, собственник имущества должника, государственные органы и иные лица, которые на основе соглашения с должником осуществляют меры по восстановлению его платежеспособности, объектом – соответственно сам должник.
При досудебной санации предпринимаются меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, такие как выкуп долгов, перепрофилирование производства, оказание должнику финансовой помощи, отсрочка и рассрочка платежей, скидка с долгов, реорганизация должника.
Досудебную санацию можно разделить на следующие виды: с привлечением государственной поддержки и без привлечения государственной поддержки. При этом следует подчеркнуть, досудебная санация с предоставлением государственной поддержки применяется в отношении предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства. Санация с предоставлением государственной поддержки должника вводится на срок от двенадцати до двадцати четырех месяцев. В то же время, Закон не устанавливает минимальный или максимальный срок досудебной санации без предоставления государственной поддержки.
Первоочередной санации подлежат:

предприятия, производящие жизненно важные продовольственные и непродовольственные товары народного потребления и лекарственные средства;

предприятия, обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства;

предприятия базовых отраслей (горнодобывающей, энергетической, металлургической, химической и других отраслей), играющие определяющую роль в развитии экономики республики;

предприятия, выпускающие конкурентоспособную, экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию;

предприятия, обеспечивающие выпуск современной высокопроизводительной техники и внедрение в отрасли экономики новых прогрессивных ресурсосберегающих технологий;

градообразующие и приравненные к ним предприятия.

В то же время, основным критерием включения экономически несостоятельных предприятий в число объектов, подлежащих санации, являются результаты анализа финансовой и хозяйственной деятельности, свидетельствующие о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности должника для продолжения деятельности.
Законодательство обязывает руководителя должника, в случае возникновения признаков банкротства, письменно сообщить об этом учредителям, органам управления должника или собственнику имущества должника. Данная норма введена в действующую редакцию Закона в целях своевременного информирования учредителей (участников), собственника или органов управления должника для принятия ими мер по предотвращению банкротства.
В свою очередь, учредители, орган управления должника могут принять меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Как правило – это бизнес-план, в котором отражаются планируемые мероприятия и ожидаемые показатели.
Досудебная санация может осуществляться с участием или без участия государственных средств как на возмездной, так и безвозмездной основе, в том числе на конкурсной основе, путем:

организации взаимного зачета задолженностей;

полного или частичного выкупа просроченных долгов;

перепрофилирования производства на выпуск конкурентоспособной продукции;

привлечения со стороны высококвалифицированных специалистов;

оказания финансовой помощи юридическими и физическими лицами, заинтересованными в восстановлении платежеспособности должника и продолжении его деятельности;

соглашения между должником и кредитором (кредиторами), направленного на достижение договоренности между ними об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей;

предоставления отсрочки или рассрочки по уплате обязательных платежей и возврату кредитов, списания начисленных пени и штрафов на срок досудебной санации;

реорганизации юридического лица – должника и т.д.

При проведении санации с предоставлением государственной поддержки должнику открывается в обслуживающем банке санационный сумовый или в случае надобности, валютный счет с приостановлением ранее действовавших счетов.
Досудебная санация с предоставлением государственной поддержки может быть прекращена в связи окончанием установленного срока ее проведения или установления ее неэффективности.
Приведем пример из недавнего прошлого: Протокольным решением Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации от 26 февраля 2005 года крупному промышленному предприятию города Самарканд, была предоставлена досудебная санация сроком на 12 месяцев. Вследствие того, что первый год санации не дал ожидаемого эффекта, протоколом комиссии от 18 мая 2006 года срок досудебной санации был пролонгирован ещё на 12 месяцев, с условием отсрочки платежей по задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 01.05.2006 года и списанием начисленной на нее пени.
Для выхода из создавшейся ситуации иностранным инвестором был разработан бизнес-план по развитию, техническому перевооружению предприятия и внесению инвестиций на 2007-2011 годы.
В период досудебной санации производство готовой продукции увеличилось в 4,2 раза, была погашена кредиторская задолженность, выплачены дивиденды акционерам.
Подытоживая наш экскурс можно сделать следующий вывод: досудебная санация – это хорошая возможность для предприятия перевести дух и расправить крылья, но только в случае эффективного использования предоставленных льгот. В противном случае итог плачевный.
Следует отметить, что в практике были как положительные, так и отрицательные результаты досудебной санации. Как было сказано выше, кто-то эффективно воспользовался предоставленной возможностью, а кто-то нет.

 

А.Ибрагимов, начальник отдела Агентства по управлению госактивами по Самаркандской области


Киритилган вақти: 29/11/2019 21:21;   Кўрилганлиги: 23
 
Материал манзили: http://samdavaktiv.uz/news/boshqarma-xabarlari/dosudebnaya-sanatsiya-mery-po-finansovomu-ozdorovleniyu
Чоп этилган вақт: 11/12/2019 18:33
Ишонч телефони 0 (366) 231-01-30

Йил дастури

Сўровнома

Ўзингиз учун зарур маълумотни олдингизми?

Онлайн тизимлар

 

 

Ўқиш учун ушбу тугмани босинг